simplyman100500 (simplyman100500) wrote,
simplyman100500
simplyman100500

Categories:

Атек. Перестройка

Перестроечный период истории СССР в истории завода ничем примечательным не отметился. Стране, доживающей свое последнее десятилетие было не до экскаваторов. Все, что делалось на заводе в это время, это модернизация выпускаемых моделей. Единственное значительное событие для экскаваторостроителей - право на внешнюю торговлю, полученное в 89-м году. Это право позволяло заводу самостоятельно заключать сделки с иностранными заказчиками на поставку своей продукции. Правда этими привилегиями от партии долго пользоваться не довелось по понятным причинам.


Предыдущая часть

80-е

    27 февраля 1981 филиал в Бородянке становится самостоятельным предприятием. Теперь он называется "Бородянский экскаваторный завод" (он же "Борэкс"), но, не смотря на это, продолжает числиться в рядах производственного объединения "Красный экскаватор" вместе с Саранским экскаваторным. Галичский завод же с 1 января 1982 года приказом министра "Минстройдормаша" из ПО "Красный экскаватор" был переведен в ПО "Автокран" и в 1986 году переименован в "Галичский автокрановый завод".

    В 87-м умер В. К. Семинский. За свою жизнь он разработал ряд принципиально новых инструментов и приспособлений, имел 25 изобретений, 200 рацпредложений, написал 30 книг и брошюр.

img791.jpg

После его смерти Укрсовпроф и научно-техническая общественность решили увековечить память о новаторе, учредив Республиканскую премию его имени, которая присуждалась изобретателям и новаторам.



Медаль "Лауреат премии имени В.К. Семинского" Источник

    В начале 80-х завод развернул работы по модернизации войскового экскаватора, которые продолжались около 5 лет. За это время появился ЭОВ-4421А на шасси Краз-255Б1 (вместо Краз-255Б) с более мощным двигателем экскаваторной установки, благодаря чему повысилась производительность при отрывке котлованов до 90-100 м3 и при отрывке траншей до 70-90 м3, а результатом этих работ стал новый ЭОВ-4422 на базовом шасси Краз-260. Эта модель оборудовалась ковшом того же объема, что и предыдущая - 0,65 м3, но, помимо этого, для отрывки котлованов в комплект экскаватора входит ковш вместимостью 0,8 м3.

ЭОВ-4422

    До развала СССР в войска поступило сравнительно мало 4422-х. В современной российской армии они если и есть, то совсем немного. В серьезных количествах имеются в украинской армии, где она по сей день стоит на вооружении. После аварии на ЧАЭС эта модель была приспособлена для работы в зоне радиационного загрязнения. Модификация заключалась в замене обычной кабины экскаваторной установки на защищенную с дополнительно установленой фильтро-вентиляционной установкой. Новая модель получила индекс ЭОВ-4422КЗ.

eov4422kz_techstory
ЭОВ-4422КЗ. Источник

eo4422kz_kraz260_f4
Кабина экскаваторной установки. Источник

Кабину сконструировал московский 15-й Центральный научно-исследовательский испытательный институт инженерных войск Министерства обороны (ныне Федеральное государственное учреждение "15 ЦНИИИ МО РФ им. Д. М. Карбышева").

    В 1983 году экскаватору ЭО-2621А был присвоен почетный пятиугольник – государственный Знак качества. В 1984 году на смену ему приходит модернизированная версия ЭО-2621В, в которой были также учтены наработки по опытной машине ЭО-2621Б. По сравнению с предшественником у новой модели экскаватора глубина копания возросла до 3,5 м, наибольшее усилие резания увеличилось с 2570 кгс до 3500 кгс. Базовым трактором для ЭО-2621В служил ЮМЗ-6КЛ/КМ, оснащавшийся просторной кабиной с панорамным остеклением, имевший гидроусилитель руля и повышенные технические параметры. В середине 80-х годов на ПО "Красный экскаватор" им. 60-летия СССР разработали экскаватор-погрузчик ЭО-2624, базировавшийся на 100-сильном полноприводном тракторе МТЗ-102. Ковш погрузчика вмещал 0,7 м3 сыпучих грузов. Экскаваторная установка копала на глубину 4 м, объем ковша составлял 0,28 м3 . Машина была принята к серийному производству. 1987 год стал очередным этапом модернизации ЭО-2621В. Серийная модель ЭО-2621В-2, выпускавшаяся на базе трактора ЮМЗ-6КЛ/КМ, отличалась от предшественника увеличенной до 4,15 м глубиной копания, усовершенствованным управлением, существенными изменениями в гидросистеме. Число видов сменного рабочего оборудования выросло с 16 до 22 (механизм смещения оси копания предлагался как сменное оборудование). На модификации этого экскаватора, получившего обозначение ЭО-2621В-3, применялся механизм поворота колонны новой конструкции.

    Так же в 80-х активно шли работы по модернизации ЭО-4321. В 83-м в серию вышел новый ЭО-4321А и выпускался по 1986. Основные изменения заключались в новой стреле и рукояти, а также усовершенствована гидросистема. Эта модель отмечена Золотой медалью ВДНХ СССР.

Scan-120723-0008
ЭО-4321А

    С 87-го выпускался ЭО-4321Б.

Scan-120820-0004
ЭО-4321Б. За качество ногами не пинать, ибо это скан негатива фотографии фотографии (о как:))

    Основные задачи при модернизации базового экскаватора - дальнейшее повышение производительности машины, снижение удельной материалоемкости и энергоемкости, увеличение ресурса и совершенствование конструкции сборочных единиц, улучшение условий труда машиниста. С этой целью на экскаваторе ЭО-4321Б осуществлены следующие основные конструктивные усовершенствования (по сравнению с экскаватором ЭО-4321А): применен двигатель СМД-17Н мощностью 74 кВт вместо двигателя СМД-15Н мощностью 59 кВт; установлен ковш обратной лопаты номинальной вместимостью 1 м3, имеющий серповидные боковые режущие кромки и дополнительное отверстие для крепления тяги в целях повышения усилия резания грунта и улучшения условий заполнения ковша при работе на максимальной глубине копания. Этот ковш может быть использован на тяжелых грунтах до IV категории включительно; применен гидроцилиндр ковша с поршнем увеличенного диаметра для повышения усилия резания со 120 до 150 кН; установлены стрела, рукоять и ковш обратной лопаты усиленной конструкции в целях повышения надежности и долговечности базовых элементов рабочего оборудования; внедрено новое ходовое устройство с измененной рамой (А. с. 1229274 СССР) для повышения надежности работы и устойчивости экскаватора, а также для уменьшения его габарита по ширине с 3,1 до 2,84 м; внесены эффективные изменения в конструкцию центрального коллектора гидросистемы и в клапанно-предохранительную аппаратуру; для повышения срока службы сборочных единиц гидросистемы установлен новый фильтр с бумажными фильтроэлементами типа "Реготмас" для обеспечения условий безопасности внесены изменения в пневмосистему, повысившие ее быстродействие: путь торможения уменьшен с 9 до 6 - 7 м; изменены конструкции кабины и площадок обслуживания, что значительно улучшило условия работы машиниста. В результате модернизации у экскаватора ЭО-4321Б значительно повысились технические показатели. В состав сменного рабочего оборудования и рабочих органов экскаватора ЭО-4321Б входят обратная лопата с четырьмя ковшами, прямая лопата с двумя ковшами, грейфер с удлинителем и узкими челюстями, челюсти-захваты, ковши узкий вместимостью 0,5 3 и очистной (1 м3), два профильных ковша (по 1 м3) с углом заложения откоса 30 и 45°, гидромолот, зуб-рыхлитель, крюковая подвеска. Для изменения рабочих параметров разработаны две стрелы и две рукояти различной длины.

    В 89-м, в силу того, что ЭО-4321Б хоть и был лучшим в своем роде на бескрайних просторах СССР, но уступал лучшим мировым образцам, увидел свет более прогрессивный экскаватор второго поколения ЭО-4322.

Экскаватор-ЭО-4322
ЭО-4322. Фотография предоставлена администратором сайта techstory.ru

    Рабочее давление в его гидросистеме повышенно до 30 МПа, благодаря чему существенно повысились его технико-эксплуатационные характеристики. Основное преимущество гидросистемы экскаватора ЭО-4322 по сравнению с гидросистемой экскаватора ЭО-4321Б суммирование потоков рабочей жидкости от обеих секций насоса за гидрораспределителями с применением новых сборочных единиц (двух дополнительных одно-золотниковых гидрораспределителей, подпиточ-ных клапанов, гидрозамков приточного исполнения, центрального коллектора). Условия труда машиниста экскаватора улучшены благодаря снижению максимального уровня шума путем установки в кабине дополнительной изоляции, а также за счет более оптимального расположения органов управления и установки опрокидывающейся рулевой колонки. Кроме того, на машине применен новый эффективный и безопасный отопитель с использованием тепла охлаждающей жидкости дизеля и более удобный стеклоподъемник. Наряду с этим значительно улучшены условия запуска двигателя при низких температурах путем установки муфты сцепления между насосом и дизелем. На данном экскаваторе более рационально выполнены конструкции ходовой и поворотной рам, а также выносных опор, что увеличило опорный контур, а также уменьшило габарит в транспортном положении. Вместимость ковша экскаватора ЭО-4322 повысилась на 20—25%, глубина копания обратной лопатой увеличилась на 7—15%, удельный расход топлива снизился на 7%. Производительность при работе обратной лопатой возросла на 17%. Также на экскаваторе применена система автоматизации электронного типа, повышающая его функциональные и эргономические качества. Описание и технические характеристики можно увидеть здесь. Серийно эта модель не производилась. Смею предположить, что разрабатывалась она под зарубежного покупателя, т.к. завод получил право самостоятельно осуществлять внешнюю торговлю.
    Между ЭО-4321Б и ЭО-4322 была также модификация ЭО-4321 с литерой В. О ее наличии свидетельствуют только редкие фотографии в Сети и кадры из нижеприведенного фильма, где эта модель запечатлена вместе с ЭО-4322.



    Так же был проект модели ЭО-4323, но о его судьбе мне ничего не известно.

IMG_4492
ЭО-4323

По материалам:
ruslo.cz
techstory.ru
ngpedia.ru

gpm-120.ru
borex.in.ua
gakz.ru
Журнал "Строительные и дорожные машины №9/1967
Журнал "Основные средства" №1/2008
Журнал "Изобретатель и рационализатор" №1/1989
Журнал "Строительная техника и технологии" №1/2011
и др.

Продолжение
Tags: Атек, индастриал
Subscribe

  • Атек. Инсайд. Часть 4

    Сборочный и покрасочный цех Сборочный цех состоит из 3-х конвейерных линий, на которых собирали полноповоротные экскаваторы, с/х технику и…

  • Атек. Инсайд. Часть 3

    Термогальванический цех Здесь изготавливались гидроцилиндры

  • Атек. Инсайд. Часть 2

    Цех металлоконструкцийЗдесь изготавливались рамы, стрелы, ковшы, кабины и т.д. Рама поворотной платформы на неведомом…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment